Обзор практики ведения федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов за первое полугодие 2024 года

I. Сведения о количестве муниципальных нормативных правовых актов, содержащихся в федеральном регистре муниципальных нормативных правовых актов, и проведении их правовой экспертизы

В первом полугодии 2024 года Министерством юстиции Российской Федерации продолжена работа по ведению и методическому обеспечению федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов (далее – федеральный регистр).

Федеральный регистр является государственной информационной системой, содержащей в электронном виде муниципальные нормативные правовые акты (далее – муниципальные акты).

По состоянию на 01.07.2024 в федеральный регистр включено более 12 млн 890 тыс. муниципальных актов, из которых 9 млн 182 тыс. действующие.

1.png

Из 23% муниципальных актов, правовая экспертиза которых проведена, в 7,5% муниципальных актов выявлены противоречия федеральному и региональному законодательству, а также уставам муниципальных образований.

В первом полугодии 2024 года (по состоянию на 24.06.2024) в федеральный регистр включено более 417,8 тыс. муниципальных актов, сведения о результатах проведения правовой экспертизы более 116 тыс. муниципальных актов, почти 45 тыс. иных дополнительных сведений.

2.png

Из 16,5% муниципальных актов, правовая экспертиза которых проведена, в 6% муниципальных актов выявлены противоречия федеральному и региональному законодательству, а также уставам муниципальных образований.

В федеральном регистре отсутствуют сведения о результатах проведения правовой экспертизы всех включенных в него в первом полугодии 2024 года (по состоянию на 24.06.2024) муниципальных актов органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Адыгея, Кабардино-Балкарской, Карачаево-Черкесской, Удмуртской, Чеченской республик, Камчатского края, Брянской области, Кемеровской области – Кузбасса, Ленинградской, Псковской, Самарской, Ульяновской областей, Москвы.

Количество внесенных в федеральный регистр в первом полугодии 2024 года сведений о результатах проведения правовой экспертизы муниципальных актов превышает количество внесенных в него за этот период муниципальных актов органов местного самоуправления муниципальных образований Калужской (177%), Тюменской (143,5%) областей, Санкт-Петербурга (133,3%), Ямало-Ненецкого автономного округа (115,5%), Новосибирской области (113,2%), Республики Башкортостан (110,2%), Севастополя (108,1%), Республики Крым (101,5%), что позволяет сделать вывод о полноте проводимой уполномоченными органами указанных субъектов Российской Федерации правовой оценки муниципальных актов.

II. Актуализация региональных регистров,
представляемых в Минюст России

В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 10.09.2008 № 657 «О ведении федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов» высшие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают актуализацию региональных регистров, представляемых в Минюст России, не реже одного раза в 15 дней.

Актуализация региональных регистров должна обеспечивать пополнение федерального регистра не позднее 60 дней со дня принятия (издания) муниципальных нормативных правовых актов.

В первом полугодии 2024 года в основном уполномоченные органы большинства субъектов Российской Федерации своевременно направляли сведения для актуализации федерального регистра.

Систематически с нарушением установленных требований актуализируется региональный регистр Карачаево-Черкесской Республики: в первом полугодии 2024 года (по состоянию на 24.06.2024) в Минюст России направлено только 2 обновления регионального регистра, последнее – 04.04.2024.

По состоянию на 24.06.2024 не соблюден 15-дневный срок актуализации представляемых в Минюст России региональных регистров Чукотского автономного округа (последнее обновление от 03.04.2024), Ульяновской (последнее обновление от 23.05.2024), Оренбургской (последнее обновление от 24.05.2024) областей.

В первом полугодии 2024 года федеральный регистр не пополнялся муниципальными актами органов местного самоуправления 853 муниципальных образований (4,8% от общего числа действующих муниципальных образований) 47 субъектов Российской Федерации. Перечень таких муниципальных образований (далее – перечень) размещен Минюстом России на ftp-сервере с разбивкой по субъектам Российской Федерации.

По сравнению с первым полугодием 2023 года в первом полугодии 2024 года на 364 сократилось количество муниципальных образований, муниципальными актами которых не пополнялся федеральный регистр.

Согласно перечню в первом полугодии 2024 года наибольшее количество муниципальных образований, муниципальными актами которых не пополнялся федеральный регистр, расположено в республиках Саха (Якутия) (226), Дагестан (79), Самарской области (70), Республике Тыва (51), Орловской (48), Челябинской (36) областях, Республике Калмыкия (30), Кабардино-Балкарская Республике (27), Астраханской области (23), республиках Северная Осетия – Алания (20), Ингушетия (20), Тюменской области (18), Карачаево-Черкесской Республике (18), Белгородской области (17), Санкт-Петербурге (15), Владимирской области (14), республиках Коми (13), Карелия (13), Алтайском крае (13).

Необходимо отметить, что при формировании перечня учитываются муниципальные акты, привязанные к конкретному муниципальному образованию. Муниципальные акты, имеющие привязку к субъекту Российской Федерации, при формировании перечня не могут учитываться.

Всего в федеральном регистре содержится 525 муниципальных актов с привязкой к субъекту Российской Федерации.

Из внесенных в первом полугодии 2024 года в федеральный регистр муниципальных актов привязку к субъекту Российской Федерации имеют 170 муниципальных актов органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Татарстан (123), Луганской Народной Республики (20), Амурской (7), Саратовской (4), Воронежской (3) областей, Республики Ингушетия (3), Карачаево-Черкесской Республики (2), Челябинской области (2), Ненецкого автономного округа (2), республик Северная Осетия – Алания (1), Саха (Якутия) (1), Курганской (1), Ярославской (1) областей.

Среднее количество муниципальных актов, включенных в федеральный регистр в первом полугодии 2024 года (по состоянию на 24.06.2024), приходящееся на одно муниципальное образование, составило 23 муниципальных акта.

Наименьшее количество муниципальных актов, приходящихся на одно муниципальное образование, в указанный период внесено в федеральный регистр уполномоченными органами Республики Дагестан (1), Карачаево-Черкесской Республики (1), республик Ингушетия (4), Калмыкия (4), Тыва (6), Кабардино-Балкарской Республики (7), республик Северная Осетия – Алания (7), Саха (Якутия) (7), Санкт-Петербурга (8), Тюменской (8), Ростовской (9) областей.

Наибольшее количество указанных актов составляют муниципальные акты органов местного самоуправления муниципальных образований Ямало-Ненецкого автономного округа (224), Нижегородской (211), Сахалинской (152) областей, Пермского края (150), Московской области (133), Чувашской Республики (129), Магаданской (127), Тамбовская (125) областей, Ставропольского края (123), Калининградской (123), Вологодской (100) областей.

Информация о муниципальных образованиях, муниципальными актами которых длительно не пополняется федеральный регистр, ежеквартально размещается Минюстом России на ftp-сервере (письмо Минюста России от 12.03.2021 № 08/27199-ЮЛ).

Кроме того, ежемесячно осуществляются выгрузка и размещение на ftp-сервере обновлений уставов муниципальных образований из государственного реестра уставов муниципальных образований для их включения в регистры муниципальных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (письмо Минюста России от 23.06.2021 № 08/71824-АЛ), а также для актуализации справочников территорий муниципальных образований при изменении сведений в государственном реестре муниципальных образований в случаях преобразований муниципальных образований.

III. О результатах ведения федерального регистра

По состоянию на 24.06.2024 остаются следующие типичные нарушения требований Методики ведения федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов, утвержденной приказом Минюста России от 04.03.2021 № 27 (далее – Методика).

1. Нарушения пункта 9 Методики, согласно которому в федеральный регистр включаются номера регистрации муниципальных актов в регистре, тексты муниципальных актов и дополнительных сведений, реквизиты муниципальных актов (вид акта и наименование принявшего его органа (органов), дата принятия (подписания) акта, его номер (номера) и название) и дополнительных сведений.

1.1. Отсутствие номеров государственной регистрации.

В результате проводимой уполномоченными органами работы по устранению выявленных нарушений порядка ведения федерального регистра по состоянию на 01.07.2024 количество муниципальных актов без номера государственной регистрации уменьшилось почти до 1,2 тыс. муниципальных актов. В декабре 2023 г. данный показатель составлял 1,7 тыс. муниципальных актов.

Наибольшее количество муниципальных актов в федеральном регистре без номеров государственной регистрации составляют акты Ленинградской области (200), Белгородской области (150), Приморского края (86), Удмуртской Республики (58), Республики Алтай (44), Кировской области (54), Республики Саха (Якутия) (54), Челябинской области (41), Чеченской Республики (33), Псковской области (32).

Из 574 муниципальных актов, включенных в первом полугодии 2024 года в федеральный регистр без номера государственной регистрации, наибольшее количество составляют акты Воронежской (311), Сахалинской (69) областей, Кабардино-Балкарской Республики (58), Пермского края (29), Ярославской области (20).

1.2. Неправильное указание вида муниципального акта.

В федеральном регистре содержатся действующие муниципальные акты с непредусмотренными Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления
в Российской Федерации» видами муниципальных актов: «Иное», «Инструкция», «Правила», «Положение», «Заключение». В основном указанные виды присвоены муниципальным актам ошибочно.

Из включенных в 2023 году в федеральный регистр муниципальных актов остаются в нем с ошибочно присвоенными видами акта «Правила», «Положение», «Инструкция» и «Иное» муниципальные акты органов местного самоуправления муниципальных образований республик Крым (5), Алтай (4), Саха (Якутия) (3), Еврейской автономной области (2), Кабардино-Балкарская Республики (2), Самарская (2), Белгородской (1), Воронежской (1), Калужской (1) областей, Республики Северная Осетия - Алания (1), Томской области (1), Чукотского автономного округа (1).

Уполномоченными органами Краснодарского края, Владимирской, Иркутской, Тульской областей аналогичная ошибка, указанная в обзоре практики ведения федерального регистра за 2023 год (далее – обзор
за 2023 год), устранена.

Указанные в обзоре за 2023 год нарушения также устранены уполномоченными органами Республики Татарстан и Брянской области в части муниципальных актов с ошибочно присвоенным видом акта «Соглашение» и Республики Дагестан – в части муниципального акта с ошибочно присвоенным видом акта «Заключение».

Уполномоченный орган Республики Алтай не исправил ошибочно присвоенный вид акта «Соглашение» муниципальному акту, указанному в обзорах за первое полугодие 2023 год и за 2023 год (RU02006418202300025 от 18.05.2023 (и неправильный орган принятия).

В первом полугодии 2024 года в федеральный регистр включено
45 муниципальных актов с видами акта «Правила», «Положение» и «Иное» (Ростовская область (7), Республика Алтай (4), Республика Саха (Якутия) (4), Тверская область (4), Самарская область (3), Ставропольский край (3), Архангельская область (2), Кабардино-Балкарская Республика (2), Калужская область (2), Республика Крым (2), Томская область (2), Чеченская Республика (2), Астраханская область (1), Вологодская область (1), Курская область (1), Новосибирская область (1), Санкт-Петербург (1), Саратовская область (1), Тюменская область (1), Чукотский автономный округ (1).

Ошибочно присвоен вид акта «Соглашение» постановлению администрации муниципального образования Саратовской области (RU64039205201600020 от 17.06.2024).

Неправильный вид акта «Постановление» установлен уполномоченным органом Ростовской области муниципальному акту RU61051313202300043 от 18.04.2024, Курганской области – муниципальному акту RU45055222202300123 от 18.03.2024; вид акта «Распоряжение» – уполномоченным органом Томской области муниципальному акту RU70011208202300188 от 06.02.2024.

1.3. Неправильное указание даты принятия (издания) муниципальных актов.

Распространено неверное указание в карточке документа даты принятия муниципального акта, которая значительно превышает дату принятия муниципального акта в соответствии с его реквизитами.

Данное нарушение, указанное в обзоре за 2023 год, устранено уполномоченными органами Республики Башкортостан, Камчатского края, Калужской области.

Уполномоченный орган Республики Алтай не исправил неправильную дату принятия (издания) муниципального акта RU02008116202300014 от 27.10.2023, указанного в обзоре за 2023 год.

Из включенных в первом полугодии 2024 года в федеральный регистр муниципальных актов указанное нарушение содержится, например, в муниципальных актах органов местного самоуправления муниципальных образований республик Саха (Якутия) (RU14045417202400002 от 06.06.2024), Татарстан (RU16063217202400004 от 27.02.2024), Забайкальского (RU92019518202400003 от 20.06.2024), Пермского (RU90047519202400099 от 21.06.2024), Красноярского (RU24052107202400032 от 30.06.2024) краев, Брянской (RU32014709202400009 от 01.07.2024, RU32014709202400012 от 01.07.2024), Владимирской (RU33003805202400005 от 27.03.2024), -жской (RU40005505201300019 от 02.07.2014), Ростовской (RU61048309202400001 от 11.03.2024, RU61017008202400002 от 03.06.2024), Тульской (RU71022206202400013 от 23.04.2024), Челябинской (RU74022105202400021 от 02.07.2024) областей.

Кроме того неправильная дата принятия (издания) муниципального акта содержится в ранее включенных в федеральный регистр муниципальных актах органов местного самоуправления муниципальных образований Псковской области (RU60011208201000099 от 30.11.2010 (и отсутствует номер акта), RU60011205201100028 от 03.08.2015).

1.4. Неправильное указание или неуказание органа, принявшего муниципальный акт.

В результате проводимой уполномоченными органами работы по устранению нарушений порядка ведения федерального регистра в первом полугодии 2024 года по сравнению с 2023 годом в федеральном регистре:

на 1,5 тыс. уменьшилось количество действующих муниципальных актов, у которых отсутствуют сведения о принявшем их органе (так, например, уполномоченными органами добавлены в федеральный регистр сведения об органе принятия муниципальных актов органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Татарстан (из 3 347 муниципальных актов осталось 2 830), Псковской области (из 2 640 муниципальных актов осталось 1 653), Чеченской Республики (из 217 муниципальных актов осталось 14);

более чем на 5,5 тыс. уменьшилось количество действующих муниципальных актов с видом акта «решение», для которых неправильно указан в качестве принявшего органа исполнительно-распорядительный, а не представительный орган муниципального образования (так, например, уполномоченными органами исправлены в федеральном регистре сведения об органе принятия муниципальных актов органов местного самоуправления муниципальных образований Тюменской области (из 1 135 муниципальных актов осталось 2), Республики Мордовия (из 837 муниципальных актов осталось 43), Красноярского края (из 795 муниципальных актов осталось 3);

на 4 тыс. уменьшилось количество действующих муниципальных актов с видом акта «решение», для которых неправильно указан в качестве принявшего органа глава муниципального образования (так, например, уполномоченными органами исправлены в федеральном регистре сведения об органе принятия муниципальных актов органов местного самоуправления муниципальных образований Чеченской Республики
(из 1 662 муниципальных актов остался 731), Краснодарского края (из 1 481 муниципального акта остался 141), Омской области (из 859 муниципальных актов остался 1).

По состоянию на 04.07.2024 в федеральном регистре остается:

более 6,5 тыс. действующих муниципальных актов, для которых не указан принявший орган (наибольшее количество: Республика Татарстан (Татарстан) (2 830), Псковская область (1 653), Республика Саха (Якутия) (1 510), Оренбургская область (126), Кабардино-Балкарская Республика (80), Архангельская (31), Ленинградская (24), Нижегородская (21) области, Удмуртская Республика (20), республики Калмыкия (18), Адыгея (Адыгея) (17), Калужская (14), Московская (14) области, Чеченская Республика (14), Самарская (12), Белгородская (11), Омская (10), Томская (10), Тульская (10) области и другие);

почти 20 тыс. действующих муниципальных актов с видом акта «решение», для которых неправильно указан в качестве принявшего органа исполнительно-распорядительный, а не представительный орган муниципального образования (наибольшее количество таких актов: Республика Саха (Якутия) (3 757), Саратовская область (3 362), Республика Дагестан (850), Воронежская (744), Тамбовская (703), Пензенская (647), Ростовская (639) области, Кабардино-Балкарская Республика (612), Белгородская (595), Нижегородская (565), Брянская (516) области, Республика Алтай (505), Псковская (497), Архангельская (473), Калужская (433) области, Чеченская Республика (371), Пермский край (369), Республика Бурятия (345), Чувашская Республика (328), Самарская (313), Томская (267), Курганская (254), Амурская (230), Калининградская (201) области, Камчатский край (183), Владимирская (153), Сахалинская (152) области, Приморский край (136), Ненецкий автономный округ (125), Республика Карелия (125), Карачаево-Черкесская Республика (106) и другие);

более 14,3 тыс. действующих муниципальных актов с видом акта «решение», для которых неправильно указан в качестве принявшего органа глава муниципального образования (наибольшее количество данных актов: Камчатский край (10 401), Республика Дагестан (749), Чеченская Республика (731), Белгородская область (296), Республика Алтай (279), Республика Адыгея (Адыгея) (237), Пермский край (143), Краснодарский край (141), Калининградская область (137), Республика Карелия (117), Калужская область (105), Амурская область (99), Республика Северная Осетия - Алания (80), Республика Бурятия (68) и другие).

Из включенных в федеральный регистр в 2023 году и указанных в обзоре за 2023 год муниципальных актов не устранены следующие нарушения:

из 28 муниципальных актов для 23 не указан принявший их орган (Республика Саха (Якутия) (20), Псковская область (2), Республика Татарстан (1);

из 1 740 муниципальных актов для 835 с видом акта «решение» неправильно указан в качестве принявшего органа исполнительно-распорядительный, а не представительный орган муниципального образования (Саратовская (120), Воронежская (81), Ростовская (66), Брянская (60) области, Республика Алтай (47), Калужская (40), Нижегородская (37), Самарская (37) области, Чеченская Республика (33), Псковская область (29), Кабардино-Балкарская Республика (25), Владимирская область (24), республики Северная Осетия - Алания (17), Бурятия (16), Чувашская Республика - Чувашия (15), Томская (14), Архангельская (13) области, Ненецкий автономный округ (12), Санкт-Петербург (11), Карачаево-Черкесская Республика (10), Пермский край (10), Свердловская (10), Амурская (9) области, Приморский край (9), Республика Карелия (7), Еврейская автономная область (6), Республика Мордовия (6), Тамбовская (6), Белгородская (5), Волгоградская (5) области, Забайкальский край (5), Липецкая (5), Вологодская (4) области, республики Ингушетия (4), Тыва (4), Курганская (3), Магаданская (3) области, Республика Адыгея (Адыгея) (3), Смоленская область (3), Ставропольский край (3), Калининградская область (2), Камчатский край (2), Костромская (2), Ульяновская (2), Астраханская (1), Курская (1), Мурманская (1), Пензенская (1) области, республики Дагестан (1), Хакасия (1), Севастополь (1), Удмуртская Республика (1), Чукотский (1), Ямало-Ненецкий (1) автономные округа;

из 889 муниципальных актов для 164 с видом акта «решение» неправильно указан в качестве принявшего органа глава муниципального образования (Чеченская Республика (38), республик Саха (Якутия) (27), Адыгея (Адыгея) (24), Алтай (17), Камчатский край (16), Калужская (11), Самарская (8) области, республики Северная Осетия - Алания (7), Ингушетия (3), Еврейская автономная область (2), Карачаево-Черкесская Республика (2), Свердловская (2), Архангельская (1), Белгородская (1), Воронежская (1), Иркутская (1) области, Республика Бурятия (1), Томская (1), Тюменская (1) области.

Из внесенных в первом полугодии 2024 года муниципальных актов в федеральном регистре содержится:

552 муниципальных акта с видом акта «решение», для которых неправильно указан в качестве принявшего органа исполнительно-распорядительный, а не представительный орган муниципального образования (наибольше количество: Воронежская (85), Ярославская (45), Саратовская (39) области, Ставропольский край (35), Республика Алтай (27), Ростовская (19), Нижегородская (17), Брянская (15), Псковская (15) области, Республика Бурятия (13), Архангельская область (11), Санкт-Петербург (11), Амурская (10), Калужская (10) области, Пермский край (10), Томская (10), Тульская (10) области
и другие);

47 муниципальных актов с видом акта «решение», для которых неправильно указан в качестве принявшего органа глава муниципального образования (наибольшее количество: Калужская область (10), Республика Саха (Якутия) (6), Краснодарский край (5), Республика Ингушетия (4), Амурская область (3), Республика Северная Осетия - Алания (3), Воронежская область (2), Луганская Народная Республика (2), Чеченская Республика (2) и другие).

2. Нарушение пункта 12 Методики, согласно которому муниципальные акты должны поддерживаться в актуальной редакции со ссылками на муниципальные акты, изменяющие (дополняющие), отменяющие (признающие утратившими силу) и (или) приостанавливающие действие основного (первоначального) акта.

По сравнению с 2023 годом в первом полугодии 2024 года на 0,5% уменьшилась доля муниципальных актов, актуализированных в связи с внесением в них изменений.

Количество внесенных в федеральный регистр с 01.01.2024 по 24.06.2024 изменяющих муниципальных актов составило почти 216 тыс. При этом количество созданных актуальных редакций муниципальных актов – только 193 тыс. (89% от количества изменяющих актов).

В первом полугодии 2024 года не актуализировались муниципальные акты органов местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области. Создана редакция 1 муниципального акта органа местного самоуправления Чеченской Республики, 2 муниципальных актов органов местного самоуправления Камчатского края, 5 муниципальных актов органов местного самоуправления Республики Дагестан. Муниципальные акты органов местного самоуправления муниципальных образований 40 субъектов Российской Федерации актуализировались не в полном объеме.

Наименьшую долю актуализированных муниципальных актов от количества внесенных в первом полугодии 2024 года в федеральный регистр изменяющих муниципальных актов (далее – доля актуализированных муниципальных актов) составляют муниципальные акты органов местного самоуправления Камчатского края (0,1%), Чеченской Республики (0,2%), Владимирской области (1,3%), Пермского края (3,8%), Ярославской области (12,8%).

Вместе с тем доля актуализированных в первом полугодии 2024 года муниципальных актов органов местного самоуправления муниципальных образований 47 субъектов Российской Федерации превышает количество внесенных в этот период в федеральный регистр изменяющих муниципальных актов, что позволяет сделать вывод о соблюдении требования об актуализации муниципальных актов этих субъектов Российской Федерации.

Наибольшую доля актуализированных в первом полугодии 2024 года муниципальных актов составляют муниципальных акты органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Мордовия (500,4%), Кемеровской области – Кузбасса (180,1%), Ростовской (153,3%), Саратовской (139,4%) областей, Луганской Народной Республики (137,7%), Челябинской (137%), Московской (125,2) областей, Республики Тыва (119,2%), Донецкой Народной Республики (113,1%), Республики Северная Осетия – Алания (112,7%), Запорожской (111,9%), Вологодской (111%) областей, Республики Калмыкия (110,9%).

Наибольшее количество актуальных редакций муниципальных актов в первом полугодии 2024 года создано уполномоченными органами Красноярского края (10 904 редакции), Саратовской (10 680 редакций), Воронежской (9 109 редакций), Пензенской (8 664 редакции), Московской (8 059 редакций), Волгоградской (7 190 редакций), Нижегородской (7 036 редакций), Омской (6 847 редакций), Иркутской (6 510 редакций) областей, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (5 567 редакций).

3. Нарушение пункта 13 Методики, которым предусмотрено внесение в федеральный регистр сведений об источниках официального опубликования муниципальных актов.

В федеральном регистре содержится 11,2% действующих муниципальных актов без сведений об источниках официального опубликования (обнародования) (далее – сведения об опубликовании).

Отмечается тенденция уменьшения количества включаемых в федеральный регистр муниципальных актов без сведений об опубликовании.

По сравнению с 2023 годом в первом полугодии 2024 года:

на 0,5% уменьшилось общее количество действующих муниципальных актов, содержащихся в федеральном регистре без сведений об опубликовании;

на 1,3% уменьшилось количество муниципальных актов, включаемых уполномоченными органами в федеральный регистр без сведений об опубликовании муниципальных актов.

Из внесенных в федеральный регистр в первом полугодии 2024 года муниципальных актов сведения об опубликовании отсутствуют у 2,7% муниципальных актов. В 2023 году аналогичный показатель составлял 4%.

Наибольшую долю муниципальных актов без сведений об опубликовании из внесенных в первом полугодии 2024 года составляют муниципальные акты Республики Ингушетия (47,5%), Владимирской области (37,6%), Республики Адыгея (33,9%), Тверской области (25,6%).

Вместе с тем в федеральный регистр включены сведения об опубликовании всех муниципальных актов органов местного самоуправления муниципальных образований 27 субъектов Российской Федерации: республики Башкортостан, Крым, Марий Эл, Северная Осетия – Алания, Хакасия, Чувашская Республика, Алтайский, Камчатский, Красноярский, Хабаровский края, Иркутская, Кировская, Костромская, Курская, Московская, Мурманская, Новгородская, Омская, Оренбургская, Орловская, Саратовская, Смоленская, Тамбовская, Тюменская, Ульяновская области, Санкт-Петербург, Ненецкий автономный округ.

В 2023 году таких субъектов Российской Федерации было 12.

Менее 10 составляет количество муниципальных актов без сведений об опубликовании из включенных в первом полугодии 2024 года в федеральный регистр уполномоченными органами еще 21 субъекта Российской Федерации.

4. Нарушение пункта 14 Методики, согласно которой при внесении муниципального акта в регистр он классифицируется в соответствии с принятыми классификаторами муниципальных актов.

По данным федерального регистра, не классифицированы в соответствии с принятыми классификаторами муниципальных актов почти 3% действующих муниципальных актов.

По сравнению с 2023 годом в первом полугодии 2024 года на 0,8% увеличилось количество действующих муниципальных актов без кодов классификаторов муниципальных актов.

Из внесенных в первом полугодии 2024 года в федеральный регистр муниципальных актов коды классификатора не присвоены 9,9 тыс. (2,4%) муниципальных актов.

По-прежнему не осуществляет классификацию муниципальных актов уполномоченный орган Калужской области.

Наибольшую долю муниципальных актов без кодов классификатора из внесенных в первом полугодии 2024 года составляют муниципальные акты Республики Дагестан (36,8%), Воронежской (21%), Псковской (18,5%), Липецкой (12,6%), областей.

Из включенных в первом полугодии 2024 года в федеральный регистр муниципальных актов в полном объеме классифицированы муниципальные акты органов местного самоуправления муниципальных образований 36 субъектов Российской Федерации, еще у 33 субъектов Российской Федерации количество муниципальных актов без кодов классификатора менее 10.

IV. Рекомендации

В целях обеспечения полноты, достоверности, актуальности сведений, содержащихся в федеральном регистре, и минимизации ошибок при его ведении уполномоченным органам рекомендуется:

1. Обеспечить ведение региональных регистров в соответствии с требованиями Методики.

2. Обеспечить контроль за своевременностью направления сведений в федеральный регистр.

3. Обеспечить контроль размещения сведений после направления их для включения в федеральный регистр на портале Минюста России «Нормативные правовые акты в Российской Федерации» (далее – Портал), доступ к которому осуществляется по адресу http://pravo-minjust.ru.

4. Принять меры по устранению выявленных нарушений требований Методики и актуализации региональных регистров.

5. Использовать для поиска нарушений возможности Портала и автоматические формы в подсистеме «Нормативные правовые акты Российской Федерации» Единой системы информационно-телекоммуникационного обеспечения Минюста России.