I. Сведения о количестве муниципальных нормативных правовых актов, содержащихся в федеральном регистре муниципальных нормативных правовых актов, и проведении их правовой экспертизы
В 2024 году Министерством юстиции Российской Федерации продолжена работа по ведению и методическому обеспечению федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов (далее – федеральный регистр).
Федеральный регистр является государственной информационной системой, содержащей в электронном виде муниципальные нормативные правовые акты (далее – муниципальные акты).
По состоянию на 16.12.2024 в федеральный регистр включено более 13 млн 250 тыс. муниципальных актов, из которых 9 млн 398 тыс. действующие.
Из 22,5% муниципальных актов, правовая экспертиза которых проведена, в 7,7% муниципальных актов выявлены противоречия федеральному и региональному законодательству, а также уставам муниципальных образований.
В 2024 году (по состоянию на 16.12.2024) в федеральный регистр включено более 790 тыс. муниципальных актов, сведения о результатах проведения правовой экспертизы почти 226 тыс. муниципальных актов, почти 91 тыс. иных дополнительных сведений.
Среднее количество муниципальных актов, включенных в федеральный регистр в 2024 году (по состоянию на 16.12.2024), приходящееся на одно муниципальное образование, составило 35 муниципальных актов.
Наименьшее количество муниципальных актов, приходящихся на одно муниципальное образование, в указанный период внесено в федеральный регистр уполномоченными органами Курганской области (7), Республики Северная Осетия – Алания (8), Карачаево-Черкесская Республика (8), Республики Калмыкия (9).
Наибольшее количество указанных актов составляют муниципальные акты органов местного самоуправления муниципальных образований Сахалинской области (130), Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (130), Мурманской (114), Магаданской (113), Московской (113) областей.
Из 17,2% муниципальных актов, правовая экспертиза которых проведена, в 7% муниципальных актов выявлены противоречия федеральному и региональному законодательству, а также уставам муниципальных образований.
В федеральном регистре отсутствуют сведения о результатах проведения правовой экспертизы всех включенных в него в 2024 году (по состоянию на 16.12.2024) муниципальных актов органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Адыгея, Кабардино-Балкарской, Карачаево-Черкесской, Удмуртской, Чеченской республик, Брянской, Ленинградской, Псковской, Самарской, Ульяновской областей.
Из включенных в указанный период в федеральный регистр муниципальных актов сведения о результатах проведения правовой экспертизы менее 1% из них внесены в федеральный регистр уполномоченными органами республик Дагестан, Карелия, Мордовия, Алтайского, Камчатского краев, Кемеровской области – Кузбасса, Липецкой, Московской, Нижегородской областей, от 1% до 10% –уполномоченными органами республик Марий Эл, Саха (Якутия), Красноярского, Пермского, Приморского краев, Архангельской, Новгородской, Владимирской, Волгоградской, Вологодской, Калининградской, Мурманской, Омской, Оренбургской, Ростовской, Рязанской, Саратовской, Смоленской, Тверской, Томской, Тульской, Ярославской областей, Москвы, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Количество внесенных в федеральный регистр в 2024 году сведений о результатах проведения правовой экспертизы муниципальных актов превышает количество внесенных в него за этот период муниципальных актов органов местного самоуправления муниципальных образований Калужской (161,4%), Тюменской (144,7%) областей, Ямало-Ненецкого автономного округа (133,2%), Республики Башкортостан (125,5%), Санкт-Петербурга (112,5%), Республики Крым (103,8%), Новосибирской (102,3%), Сахалинской (102%), Челябинской (100,7%) областей, что позволяет сделать вывод о полноте проводимой уполномоченными органами указанных субъектов Российской Федерации правовой оценки муниципальных актов.
II. Актуализация региональных регистров,
представляемых в Минюст России
В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 10.09.2008 № 657 «О ведении федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов» высшие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают актуализацию региональных регистров, представляемых в Минюст России, не реже одного раза в 15 дней.
Актуализация региональных регистров должна обеспечивать пополнение федерального регистра не позднее 60 дней со дня принятия (издания) муниципальных нормативных правовых актов.
В 2024 году уполномоченные органы большинства субъектов Российской Федерации своевременно направляли сведения для актуализации федерального регистра.
Не соблюден 15-дневный срок актуализации представленных в 2024 году в Минюст России региональных регистров (среднее количество дней между обновлениями превышает 15 дней) Республики Адыгея (Адыгея) (39 дней) (по техническим причинам), Чукотского автономного округа (35 дней), Карачаево-Черкесской Республики (32 дня), Херсонской (23 дня), Калужской (18 дней), Курской (18 дней), Архангельской (18 дней) областей, Республики Северная Осетия – Алания (17 дней).
В 2024 году федеральный регистр не пополнялся муниципальными актами органов местного самоуправления 356 муниципальных образований (2% от общего числа действующих муниципальных образований) 26 субъектов Российской Федерации.
Перечень таких муниципальных образований (далее – перечень) размещен Минюстом России на ftp-сервере с разбивкой по субъектам Российской Федерации.
По сравнению с 2023 годом в 2024 году на 59 сократилось количество муниципальных образований, муниципальными актами которых не пополнялся федеральный регистр.
В 2024 году наибольшее количество муниципальных образований, муниципальными актами которых не пополнялся федеральный регистр, расположено в республиках Саха (Якутия) (164 муниципальных образования (почти 24% от общего числа действующих муниципальных образований на территории Республики Саха (Якутия), Дагестан (60 муниципальных образований (почти 9% от общего числа действующих муниципальных образований на территории Республики Дагестан), Северная Осетия – Алания (20 муниципальных образований (почти 3% от общего числа действующих муниципальных образований на территории Республики Осетия – Алания), Тыва (18 муниципальных образований (3% от общего числа действующих муниципальных образований на территории Республики Тыва).
При формировании перечня учитываются муниципальные акты, привязанные к конкретному муниципальному образованию. Муниципальные акты, имеющие привязку к субъекту Российской Федерации, при формировании перечня не могут учитываться.
Всего в федеральном регистре содержится 317 муниципальных актов с привязкой к субъекту Российской Федерации (наибольшее количество: Пермский край (56), Кабардино-Балкарская Республика (55), Амурская область (43), Карачаево-Черкесская Республика (40), Республика Дагестан (36), Калининградская область (19).
Информация о муниципальных образованиях, муниципальными актами которых длительно не пополняется федеральный регистр, ежеквартально размещается Минюстом России на ftp-сервере (письмо Минюста России от 12.03.2021 № 08/27199-ЮЛ).
Кроме того, ежемесячно осуществляются выгрузка и размещение на ftp-сервере обновлений уставов муниципальных образований из государственного реестра уставов муниципальных образований для их включения в регистры муниципальных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (письмо Минюста России от 23.06.2021 № 08/71824-АЛ), а также для актуализации справочников территорий муниципальных образований при изменении сведений в государственном реестре муниципальных образований в случаях преобразований муниципальных образований.
В целях обеспечения возможности включения в региональные регистры муниципальных актов, принимаемых органами местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований до государственной регистрации их уставов, выгрузка и размещение на ftp-сервере обновлений сведений из государственного реестра уставов муниципальных образований дополнительно осуществляются для актуализации справочников территорий муниципальных образований после поступления в территориальный орган Минюста России соответствующего закона субъекта Российской Федерации о преобразовании муниципальных образований (письмо Минюста России от 03.10.2024 № 13/103883-ДЖ).
III. О результатах ведения федерального регистра
Отмечена положительная динамика устранения типичных нарушений требований Методики ведения федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов, утвержденной приказом Минюста России от 04.03.2021 № 27 (далее – Методика), указанных в обзорах практики ведения федерального регистра (далее – обзор) за 2023 год и первое полугодие 2024 года.
По состоянию на 16.12.2024 остаются следующие типичные нарушения требований Методики.
1. Нарушения пункта 9 Методики, согласно которому в федеральный регистр включаются номера регистрации муниципальных актов в регистре, тексты муниципальных актов и дополнительных сведений, реквизиты муниципальных актов (вид акта и наименование принявшего его органа (органов), дата принятия (подписания) акта, его номер (номера) и название) и дополнительных сведений.
1.1. Отсутствие номеров государственной регистрации.
В результате проводимой уполномоченными органами работы по устранению выявленных нарушений порядка ведения федерального регистра количество муниципальных актов без номера государственной регистрации уменьшилось почти до 1 тыс. муниципальных актов. В декабре 2023 г. данный показатель составлял 1,7 тыс. муниципальных актов.
Наибольшее количество муниципальных актов в федеральном регистре без номеров государственной регистрации составляли акты Кабардино-Балкарской Республики (289), Ленинградской области (200), Забайкальского края (158), Кемеровской области – Кузбасса (96), Республики Алтай (75), Приморского края (45), Кировской области (35).
Из 455 муниципальных актов, включенных в 2024 году в федеральный регистр без номера государственной регистрации, наибольшее количество составляли акты Кабардино-Балкарской Республики (238), Кемеровской области – Кузбасса (96), Республики Алтай (25).
1.2. Неправильное указание вида муниципального акта.
В федеральном регистре содержатся действующие муниципальные акты с непредусмотренными Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» видами муниципальных актов: «Иное», «Инструкция», «Правила», «Положение». В основном указанные виды присвоены муниципальным актам ошибочно.
Из включенных в 2023 году в федеральный регистр муниципальных актов остаются в нем с ошибочно присвоенными видами акта «Правила» и «Положение» муниципальные акты органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Северная Осетия - Алания (1), Белгородской (1), Воронежской (1) областей.
Уполномоченными органами республик Крым, Алтай, Саха (Якутия), Кабардино-Балкарской Республики, Краснодарского края, Владимирской, Иркутской, Калужской, Самарской, Томской, Тульской областей, Чукотского автономного округа, Еврейской автономной области аналогичная ошибка, указанная в обзоре за 2023 год, устранена.
Из включенных в 2024 году в федеральный регистр муниципальных актов 29 муниципальным актам установлен вид акта «Правила» и «Положение» (Ростовская (8), Калининградская (4), Ивановская (2) области, республики Алтай (2), Крым (1), Приморский край (1), Калужская область (1), Кемеровская область - Кузбасс (1), Ленинградская (1), Московская (1), Саратовская (1), Сахалинская (1), Томская (1), Челябинская (1), Ярославская (1) области, Ненецкий автономный округ (1), Еврейская автономная область (1).
Неправильный вид акта «Распоряжение» установлен муниципальным актам уполномоченными органами Кабардино-Балкарской Республики (RU07014917202400066 от 16.12.2024, RU07007115202400008 от 24.04.2024), республик Крым (RU93017414202400048 от 10.12.2024), Саха (Якутия) (RU14026112202300149 от 15.01.2024; RU14041918202300003 от 09.04.2024), Архангельской (RU29007210202300013 от 17.06.2024), Оренбургской (RU56067418202400011 от 14.10.2024, RU56005218202400026 от 23.10.2024) областей; Санкт-Петербурга (RU78005720202400005 от 20.06.2024).
1.3. Неправильное указание даты принятия (издания) муниципальных актов.
Распространено неверное указание в карточке документа даты принятия муниципального акта, которая значительно превышает дату принятия муниципального акта в соответствии с его реквизитами.
Данное нарушение, указанное в обзорах за 2023 год и первое полугодие 2024 года, уполномоченными органами устранено.
Из включенных в 2024 году в федеральный регистр муниципальных актов указанное нарушение содержится, например, в муниципальных актах органов местного самоуправления муниципальных образований Чеченской Республики (RU20004621202400009 от 07.11.2024), Воронежской (RU36021515202400061 от 03.12.2024, RU36033504202400050 от 06.12.2024, RU36026610202500001 от 11.12.2024), Ленинградской (RU47015709202400139 от 11.12.2024), Новосибирской (RU54007118202400026 от 17.12.2024, RU54054308202400251 от 16.12.2024, RU54054308202400251 от 16.12.2024), Пензенской (RU58040409202400129 от 17.12.2024), Ростовской (RU61048309202400001 от 11.03.2024; RU61017008202400002 от 03.06.2024) областей.
1.4. Неправильное указание или неуказание органа, принявшего муниципальный акт.
В результате проводимой уполномоченными органами работы по устранению нарушений порядка ведения федерального регистра в 2024 году по сравнению с 2023 годом в федеральном регистре:
более чем на 7 тыс. уменьшилось количество действующих муниципальных актов, у которых отсутствуют сведения о принявшем их органе (так, например, уполномоченными органами добавлены в федеральный регистр сведения об органе принятия всех муниципальных актов органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Татарстан (3 347 муниципальных актов), Псковской области (2 640 муниципальных актов), Чеченской Республики (217 муниципальных актов), Оренбургской области (131);
более чем на 17,2 тыс. уменьшилось количество действующих муниципальных актов с видом акта «решение», для которых неправильно указан в качестве принявшего органа исполнительно-распорядительный, а не представительный орган муниципального образования (так, например, уполномоченными органами исправлены в федеральном регистре сведения об органе принятия муниципальных актов органов местного самоуправления муниципальных образований Саратовской (исправлены у всех 3 364 муниципальных актов), Тюменской (исправлены у всех 1 135 муниципальных актов) областей, Республики Мордовия (из 837 муниципальных актов осталось 28), Красноярского края (из 795 муниципальных актов остался 1);
на 15 тыс. уменьшилось количество действующих муниципальных актов с видом акта «решение», для которых неправильно указан в качестве принявшего органа глава муниципального образования (глава местной администрации) (так, например, уполномоченными органами исправлены в федеральном регистре сведения об органе принятия муниципальных актов органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края (у всех 1 481 муниципальный акт), Омской области (у всех 859 муниципальных актов), Камчатского края (из 10 832 муниципальных актов осталось 1550), Чеченской Республики (из 1 662 муниципальных актов осталось 11).
По состоянию на 19.12.2024 в федеральном регистре остается:
более 1,2 тыс. действующих муниципальных актов, для которых не указан принявший орган (наибольшее количество: Республика Саха (Якутия) (1 053), Ленинградская (24), Нижегородская (21) области, Республика Адыгея (Адыгея) (17), Белгородская область (10), Камчатский край (9), Калининградская (8), Вологодская (7) области, Республика Крым (5), Ульяновская область (5), Краснодарский край (4), Рязанская (4), Смоленская (4), Ярославская (4) области и другие);
более 8,3 тыс. действующих муниципальных актов с видом акта «решение», для которых неправильно указан в качестве принявшего органа исполнительно-распорядительный, а не представительный орган муниципального образования (наибольшее количество таких актов: республики Саха (Якутия) (3 755), Дагестан (843), Ростовская (623), Нижегородская (344) области, Чувашская Республика (313), Амурская область (230), Республика Бурятия (162), Владимирская (154), Псковская (152), Белгородская (130) области, Республика Карелия (125), Карачаево-Черкесская Республика (107), Ненецкий автономный округ (105), Республика Северная Осетия - Алания (88), Волгоградская (85), Ленинградская (71) области, республики Адыгея (64), Коми (64), Калмыкия (60), Еврейская автономная область (59), Вологодская область (58), Пермский край (47), Ярославская область (46), Приморский край (38), Кабардино-Балкарская Республика (37), Ульяновская область (37), Республика Мордовия (35), Санкт-Петербург (31), Новосибирская (30), Рязанская (29), Воронежская (28) области, Ямало-Ненецкий автономный округ (28), Камчатский край (27), республики Ингушетия (27), Алтай (26), Башкортостан (25), Тульская (25), Брянская (22) области, Забайкальский край (19), Оренбургская область (18), Луганская Народная Республика (16), Курганская область (15), Республика Хакасия (15), Ивановская область (11), Удмуртская (10), Чеченская (10) республики и другие);
более 3,4 тыс. действующих муниципальных актов с видом акта «решение», для которых неправильно указан в качестве принявшего органа глава муниципального образования (глава местной администрации) (наибольшее количество данных актов: Камчатский край (1 550), республики Дагестан (746), Адыгея (237), Карелия (116), Амурская (97), Белгородская (88) области, республики Северная Осетия - Алания (80), Саха (Якутия) (46), Московская область (32), Республика Хакасия (32), Владимирская (30), Калужская (26) области, Еврейская автономная область (23), Чувашская Республика (23), Пермский край (22), Ростовская область (20), Республика Ингушетия (19), Чеченская (18), Карачаево-Черкесская (15) республики, Саратовская (15), Воронежская (14), Ярославская (13), Пензенская (11), Рязанская (11) области и другие).
Из включенных в федеральный регистр в 2023 году муниципальных актов не устранены следующие нарушения:
для 50 муниципальных актов не указан принявший их орган (Республика Саха (Якутия) (47), Красноярский край (1), Новгородская (1), Тульская (1) области);
для 163 муниципальных актов с видом акта «решение» неправильно указан в качестве принявшего органа исполнительно-распорядительный, а не представительный орган муниципального образования (Владимирская область (24), Республика Северная Осетия - Алания (17), Чувашская (15), Кабардино-Балкарская (13) республики, Ненецкий автономный округ (12), Карачаево-Черкесская Республика (10), Республика Бурятия (10), Амурская область (9), Республика Карелия (7), Республика Мордовия (6), Волгоградская область (6), Еврейская автономная область (6), республики Ингушетия (4), Адыгея (3), Свердловская (3), Брянская (2) области, Забайкальский (2), Камчатский (2), Приморский (2) края, Белгородская (1), Курская (1), Магаданская (1), Мурманская (1), Нижегородская (1) области, Республика Дагестан (1), Удмуртская Республика (1), Республика Хакасия (1), Ярославская область (1), Ямало-Ненецкий автономный округ (1);
для 76 муниципальных актов с видом акта «решение» неправильно указан в качестве принявшего органа глава муниципального образования (глава местной администрации) (республики Саха (Якутия) (27), Адыгея (24), Камчатский край (8), республики Северная Осетия - Алания (7), Ингушетия (3), Чеченская Республика (3), Карачаево-Черкесская Республика (2), Еврейская автономная область (2).
Из внесенных в 2024 году муниципальных актов в федеральном регистре содержится:
17 муниципальных актов, для которых не указан принявший орган (республики Саха (Якутия) (13), Крым (4);
393 муниципальных акта с видом акта «решение», для которых неправильно указан в качестве принявшего органа исполнительно-распорядительный, а не представительный орган муниципального образования (наибольше количество: Ярославская (35), Новосибирская (26) области, Республика Бурятия (23), Воронежская (22), Ростовская (22) области, Республика Алтай (19), Луганская Народная Республика (18), Ненецкий автономный округ (15), Еврейская автономная область (14), Амурская (12), Владимирская (12) области, Забайкальский край (11), Ивановская область (10), Кабардино-Балкарская Республика (8), Нижегородская (8), Оренбургская (8) области и другие);
39 муниципальных актов с видом акта «решение», для которых неправильно указан в качестве принявшего органа глава муниципального образования (глава местной администрации) (наибольшее количество: Чеченская Республика (7), Республика Ингушетия (6), Сахалинская область (5), республики Северная Осетия - Алания (3), Алтай (2), Саха (Якутия) (2), Херсонская область (2), Ярославская область (2) и другие).
2. Нарушение пункта 12 Методики, согласно которому муниципальные акты должны поддерживаться в актуальной редакции со ссылками на муниципальные акты, изменяющие (дополняющие), отменяющие (признающие утратившими силу) и (или) приостанавливающие действие основного (первоначального) акта.
По сравнению с 2023 годом в 2024 году почти на 1% уменьшилась доля муниципальных актов, актуализированных в связи с внесением в них изменений.
Количество внесенных в федеральный регистр с 01.01.2024 по 16.12.2024 изменяющих муниципальных актов составило более 421 тыс. При этом количество созданных актуальных редакций муниципальных актов – только 375 тыс. (89% от количества изменяющих актов).
В 2024 году по-прежнему не актуализировались муниципальные акты органов местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области.
Муниципальные акты органов местного самоуправления муниципальных образований еще 44 субъектов Российской Федерации актуализировались не в полном объеме.
Наименьшую долю актуализированных муниципальных актов от количества внесенных в 2024 году в федеральный регистр изменяющих муниципальных актов (далее – доля актуализированных муниципальных актов) составляют муниципальные акты органов местного самоуправления Владимирской области (1,5%), Камчатского (1,7%), Пермского (8,4%) краев, Ярославской области (9,5%).
Вместе с тем доля актуализированных в 2024 году муниципальных актов органов местного самоуправления муниципальных образований 44 субъектов Российской Федерации превышает количество внесенных в этот период в федеральный регистр изменяющих муниципальных актов, что позволяет сделать вывод о соблюдении требования об актуализации муниципальных актов этих субъектов Российской Федерации.
Наибольшую долю актуализированных в 2024 году муниципальных актов составляют муниципальных акты органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Мордовия (572,3%), Саратовской области (142,1%), Кемеровской области – Кузбасса (136,4%), Московской (124,8%), Челябинской (124,1%) областей.
Наибольшее количество актуальных редакций муниципальных актов в 2024 году создано уполномоченными органами Воронежской (21 659 редакций), Саратовской (21 297 редакций) областей, Красноярского края (19 429 редакций), Пензенской (17 725 редакций), Московской (15 251 редакция) областей.
3. Нарушение пункта 13 Методики, которым предусмотрено внесение в федеральный регистр сведений об источниках официального опубликования муниципальных актов.
В федеральном регистре содержится 10,9% действующих муниципальных актов без сведений об источниках официального опубликования (обнародования) (далее – сведения об опубликовании).
Отмечается тенденция уменьшения количества включаемых в федеральный регистр муниципальных актов без сведений об опубликовании.
По сравнению с 2023 годом в 2024 году:
на 0,8% уменьшилось общее количество действующих муниципальных актов, содержащихся в федеральном регистре без сведений об опубликовании;
на 1,9% уменьшилось количество муниципальных актов, включаемых уполномоченными органами в федеральный регистр без сведений об опубликовании муниципальных актов.
Из внесенных в федеральный регистр в 2024 году муниципальных актов сведения об опубликовании отсутствуют у 2,1% муниципальных актов. В 2023 году аналогичный показатель составлял 4%.
Наибольшую долю муниципальных актов без сведений об опубликовании из внесенных в 2024 году составляют муниципальные акты Республики Адыгея (32,2%), Владимирской области (30,4%), Республики Ингушетия (30,4%), Тверской области (23,5%), Кемеровской области – Кузбасса (16,5%), Псковской области (16%).
Вместе с тем в федеральный регистр включены сведения об опубликовании всех муниципальных актов органов местного самоуправления муниципальных образований 20 субъектов Российской Федерации: республики Башкортостан, Дагестан, Северная Осетия – Алания, Хакасия, Чувашская Республика, Камчатский, Хабаровский края, Амурская, Брянская, Иркутская, Костромская, Московская, Мурманская, Омская, Саратовская, Смоленская, Тамбовская, Тюменская области, Санкт-Петербург, Севастополь.
В 2023 году таких субъектов Российской Федерации было 12.
Менее 10 составляет количество муниципальных актов без сведений об опубликовании из включенных в 2024 году в федеральный регистр уполномоченными органами еще 25 субъектов Российской Федерации.
4. Нарушение пункта 14 Методики, согласно которой при внесении муниципального акта в регистр он классифицируется в соответствии с принятыми классификаторами муниципальных актов.
По данным федерального регистра, не классифицированы в соответствии с принятыми классификаторами муниципальных актов почти 2,4% действующих муниципальных актов.
По сравнению с 2023 годом в 2024 году на 0,6% уменьшилось общее количество действующих муниципальных актов без кодов классификаторов муниципальных актов.
Из внесенных в 2024 году в федеральный регистр муниципальных актов коды классификатора не присвоены 14,2 тыс. (1,8%) муниципальных актов.
По-прежнему не осуществляет классификацию муниципальных актов уполномоченный орган Калужской области.
Наибольшую долю муниципальных актов без кодов классификатора из внесенных в 2024 году составляют муниципальные акты Воронежской области (16,8%) и Кабардино-Балкарской Республики (10,8%).
Из включенных в 2024 году в федеральный регистр муниципальных актов в полном объеме классифицированы муниципальные акты органов местного самоуправления муниципальных образований 41 субъекта Российской Федерации, еще у 34 субъектов Российской Федерации количество муниципальных актов без кодов классификатора менее 10.
IV. Рекомендации
На основании полномочия Минюста России по координации деятельности органов публичной власти в Российской Федерации в части, касающейся систематизации муниципальных правовых актов, а также оказанию методической помощи в систематизации муниципальных правовых актов (подпункт 10 пункта 20 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.01.2023 № 10), в целях обеспечения полноты, достоверности, актуальности сведений, содержащихся в федеральном регистре, и минимизации ошибок при его ведении уполномоченным органам рекомендуется:
1. Обеспечить ведение региональных регистров в соответствии с требованиями Методики.
2. Обеспечить контроль за своевременностью направления сведений в федеральный регистр.
3. Обеспечить контроль размещения сведений после направления их для включения в федеральный регистр на портале Минюста России «Нормативные правовые акты в Российской Федерации» (далее – Портал), доступ к которому осуществляется по адресу http://pravo-minjust.ru.
4. Принять меры по устранению выявленных нарушений требований Методики и актуализации региональных регистров.
5. Использовать для поиска нарушений возможности Портала и автоматические формы в подсистеме «Нормативные правовые акты Российской Федерации» Единой системы информационно-телекоммуникационного обеспечения Минюста России.