Обзор практики ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации по состоянию на 25 октября 2017 г.

Федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (далее – федеральный регистр) ведется в целях обеспечения контроля за соответствием нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (далее – правовые акты) Конституции Российской Федерации и федеральным законам, конституционного права граждан на получение достоверной информации, создания условий для получения информации о правовых актах органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и организациями.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 10 августа 2000 г. № 1486 «О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации» ведение федерального регистра возложено на Министерство юстиции Российской Федерации.

Федеральный регистр представляет собой открытый государственный информационный ресурс, содержащий в электронном виде правовые акты и дополнительные сведения о них. Федеральный регистр размещен в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу www.zakon.scli.ru.

Федеральный регистр ведется Министерством юстиции Российской Федерации через систему своих территориальных органов и учреждений.

Принципами ведения федерального регистра являются достоверность, общедоступность и открытость информации, содержащейся в федеральном регистре.

Внесение сведений в федеральный регистр осуществляют главные управления (управления) Минюста России по субъектам Российской Федерации (далее – территориальные органы Минюста России) в срок до 14 календарных дней со дня их поступления в территориальный орган Минюста России.

Федеральный регистр имеет региональный и федеральный уровни. Региональный уровень представляет собой федеральный регистр соответствующего субъекта Российской Федерации, а федеральный уровень состоит из федеральных регистров субъектов Российской Федерации. Пополнение федерального уровня осуществляется территориальными органами Минюста России не реже одного раза в неделю.

Правовой основой для ведения федерального регистра являются следующие нормативные правовые акты:

  • Указ Президента Российской Федерации от 10 августа 2000 г. № 1486 «О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации»;
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2000 г. № 904 «Об утверждении Положения о порядке ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации»;
  • Приказы Министерства юстиции Российской Федерации:
    от 20 августа 2013 г. № 144 «Об утверждении Разъяснений по применению Положения о порядке ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации»;
    от 20 декабря 2005 г. № 244 «Об утверждении Порядка предоставления сведений, содержащихся в федеральном регистре нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации».

Состав сведений федерального регистра

В федеральный регистр включаются:

  • учетные номера правовых актов;
  • реквизиты правовых актов (вид акта, наименование акта и принявшего его органа, дата принятия (подписания) акта, его номер);
  • сведения об источниках официального опубликования правовых актов;
  • тексты правовых актов в основной (первоначальной) редакции в электронном виде, в том числе в виде графических изображений;
  • тексты правовых актов с внесенными в них изменениями со ссылками на правовые акты, изменяющие (дополняющие), отменяющие (признающие утратившими силу) и (или) приостанавливающие действие правового акта в основной (первоначальной) редакции;
  • дополнительные сведения.

Дополнительными сведениями являются:

  • экспертные заключения Минюста России и территориальных органов Минюста России;
  • постановления и определения Конституционного Суда Российской Федерации по делам о проверке конституционности правовых актов;
  • решения судов общей юрисдикции по делам об оспаривании правовых актов, рассмотренным ими в качестве суда первой инстанции, а также судебные постановления, вынесенные по апелляционным, кассационным и надзорным жалобам на эти решения независимо от результата рассмотрения жалоб;
  • решения и постановления арбитражных судов;
  • решения и постановления конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации по делам о проверке соответствия правовых актов конституциям (уставам) субъектов Российской Федерации, а также о толковании конституций (уставов) субъектов Российской Федерации;
  • информация о мерах прокурорского реагирования, принятых в отношении правовых актов (протесты, представления, требования, заявления в суд);
  • письма, иная информация органов государственной власти и их территориальных органов, органов прокуратуры, иных государственных органов.

Дополнительные сведения к нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации позволяют получать практически всю актуальную информацию об акте, его соответствии федеральному законодательству.

По состоянию на 25 октября 2017 г. в федеральный регистр включено около 1 млн 267 тыс. правовых актов, из них действующих 792 тыс. В нем содержится более 2 млн 401 тыс. дополнительных сведений к правовым актам: экспертных заключений Минюста России и его территориальных органов, актов судебных органов и органов прокуратуры, а также актов иных органов, писем и иной информации.

За последние 7 лет федеральный регистр пополнился более чем на 748 тыс. правовых актов.

Диаграмма № 1. Динамика увеличения нормативных правовых актов субъектов
Российской Федерации в федеральном регистре с 2010 г

Динамика увеличения нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в федеральном регистре с 2010 гДиаграмма № 1. Динамика увеличения нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в федеральном регистре с 2010 г

Наибольшая нормотворческая активность наблюдается в субъектах Российской Федерации, входящих в Центральный федеральный округ (в федеральном регистре содержится около 260 тыс. правовых актов).

Также высокая нормотворческая активность отмечена в субъектах Российской Федерации, входящих в Приволжский и Сибирский федеральные округа (в федеральном регистре 239 и 226 тыс. правовых актов соответственно).

Диаграмма № 2. Количество нормативных правовых актов субъектов Российской
Федерации в федеральном регистре по федеральным округам

Количество нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в федеральном регистре по федеральным округамКоличество нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в федеральном регистре по федеральным округам

ЦФО – Центральный федеральный округ
СЗФО – Северо-Западный федеральный округ
ПФО – Приволжский федеральный округ
ЮФО – Южный федеральный округ
СКФО – Северо-Кавказский федеральный округ
УФО – Уральский федеральный округ
СФО – Сибирский федеральный округ
ДФО – Дальневосточный федеральный округ

Создание федерального регистра позволило приступить к системной работе по обеспечению единства правового пространства на региональном уровне.

Диаграмма № 3. Количество нормативных правовых актов субъектов Российской
Федерации в федеральном регистре, в которых выявлены противоречия
федеральному законодательству

Количество нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в федеральном регистре, в которых выявлены противоречия  федеральному законодательствуКоличество нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в федеральном регистре, в которых выявлены противоречия  федеральному законодательству

Благодаря принятым Минюстом России и его территориальными органами мерам в соответствие с федеральными законами приведено почти 81% правовых актов, в которых были выявлены нарушения, и 71% правовых актов, содержавших коррупциогенные факторы.

Количество правовых актов, противоречащих законодательству, сегодня составляет 0,4% от числа действующих.

Организация работы по ведению федерального регистра

Ведение федерального регистра включает в себя следующие административные процедуры:

  • юридическую обработку правового акта и присвоение правовому акту учетного номера;
  • формирование текстов правовых актов в электронном виде;
  • формирование реквизитов правового акта и заполнение полей карточек документа;
  • проведение правовой и антикоррупционной экспертиз правового акта;
  • обработку дополнительных сведений, формирование их текстов в электронном виде;
  • поддержание базы данных федерального регистра в актуальном состоянии;
  • формирование интегрированной базы данных федерального регистра.

Обязательному включению в федеральный регистр подлежат конституции, уставы и законы субъектов Российской Федерации.

Правовые акты органов законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации, высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации включаются в федеральный регистр, если они носят нормативный характер.

Правовые акты иных органов власти субъектов Российской Федерации включаются в федеральный регистр, если они носят нормативный правовой характер и отвечают одному или нескольким из следующих условий:

  • затрагивают права, свободы и обязанности человека и гражданина;
  • устанавливают правовой статус организаций;
  • имеют межведомственный характер.

Также подлежат включению в федеральный регистр:

  • соглашения об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, заключенные органом государственной власти субъекта Российской Федерации (далее – соглашения);
  • правовые акты, изменяющие (дополняющие) правовой акт в целом (новая редакция) или его часть;
  • правовые акты, содержащие положения об отмене, признании утратившим силу, продлении срока действия, приостановлении действия правового акта, признании его недействующим;
  • правовые акты, устанавливающие порядок, сроки ввода в действие (вступления в силу) основного правового акта в целом или его частей, а также содержащие иную информацию о состоянии или изменении реквизитов правового акта;
  • изменения и дополнения, вносимые в соглашения, а также все приложения к ним, принятые впоследствии;
  • правовые акты субъектов Российской Федерации о ратификации, утверждении или другом способе выражения согласия на обязательность соглашения;
  • правовые акты, вносящие в правовой акт изменения ненормативного характера (например, изменяющие поименный состав комиссии или органа).

Анализ данных, содержащихся в федеральном регистре, показывает, что наибольшее количество актов в регистре – это акты высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (более 485 тыс.). Далее следуют акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (371 тыс.), законодательные акты (конституции, уставы, кодексы, законы субъектов Российской Федерации) (203 тыс.) и акты высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (173 тыс.).

Диаграмма № 4. Количество нормативных правовых актов субъектов Российской
Федерации по органам принятия

Количество нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации по органам принятияКоличество нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации по органам принятия

Не подлежат включения в федеральный регистр следующие акты:

  • содержащие сведения, составляющие государственную тайну;
  • индивидуальные акты:
    • о назначении, перемещении или освобождении от должности, командировках, награждении орденами и медалями, присвоении почетного или воинского звания, премировании, назначении персональной пенсии, закреплении жилых и нежилых помещений и предоставлении льгот и преимуществ конкретным лицам и т.п.;
  • действие которых исчерпывается однократным применением;
  • оперативно-распорядительного характера (разовые поручения);
  • о созыве совещаний, конференций, съездов и т.п.;
  • о сооружении памятников, бюстов, монументов;
  • акты о внесении правовых актов и их проектов на рассмотрение и утверждение;
  • акты, направленные на организацию исполнения ранее установленного порядка и не содержащие норм (в том числе акты, содержание которых сводится к извещению об актах других органов);
  • акты о создании, реорганизации, ликвидации, наименовании и переименовании органов (за исключением органов государственной власти субъектов Российской Федерации, административно-территориальных и муниципальных образований в субъектах Российской Федерации) и организаций;
  • технические акты (тарифно-квалификационные справочники, формы статистического наблюдения и т.п.), если они не содержат правовых норм;
  • акты рекомендательного характера;
  • акты хозяйственно-распорядительного характера:
    • о строительстве и реконструкции конкретных зданий, сооружений предприятий и пуске их в эксплуатацию;
    • о выделении материалов, машин, оборудования, товаров, изделий; о выделении и разрешении расходовать денежные средства на проведение конкретных мероприятий;
    • об отсрочке погашения задолженности по ссудам;
    • об отводе земель отдельным предприятиям, учреждениям, организациям;
    • иные акты хозяйственно-распорядительного характера.

В федеральный регистр включаются как опубликованные, так и неопубликованные правовые акты.

Подлежащему включению в федеральный регистр правовому акту присваивается номер государственной регистрации. Датой государственной регистрации правового акта является дата внесения его в федеральный регистр.

При внесении правового акта в федеральный регистр он классифицируется в соответствии с классификатором правовых актов, одобренным Указом Президента Российской Федерации от 15 марта 2000 г. № 511 «О классификаторе правовых актов» (пункт 18 Разъяснений по применению Положения о порядке ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, утвержденных приказом Минюста России от 20.08.2013 № 144).

С даты вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 14 марта 2017 г. № 292 «О внесении изменений в Положение о порядке ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации» прекращается формирование архивного фонда федерального регистра на бумажных носителях.

В связи с этим на плановой основе следует продолжить работу по переводу текстов правовых актов, содержащихся в архивном фонде федерального регистра, в электронный вид (pdf-формат) путем их сканирования. При этом переводу в электронный вид подлежат только тексты действующих правовых актов.

Внесение сведений в федеральный регистр

В базу данных федерального регистра включаются тексты и реквизиты правового акта и значение полей карточек документа, тексты и реквизиты дополнительных сведений (вид, дата, номер, наименование (если имеется), наименование соответствующего органа).

В информационной системе обеспечивается ведение справочников видов дополнительных сведений, правовых актов, органов, принявших правовой акт, и иных справочников.

Федеральный регистр в электронном виде ведется с использованием подсистемы «Нормативные правовые акты Российской Федерации» Единой системы информационно-телекоммуникационного обеспечения Минюста России.

В федеральный регистр включается следующая информация о действии правового акта:

  • действующий;
  • недействующий (если правовой акт отменен или признан утратившим силу органом, его принявшим, в случае признания решением суда правового акта недействующим, а также если срок действия правового акта истек);
  • действие приостановлено (в случае приостановления действия правового акта Президентом Российской Федерации или органом, его принявшим).

Диаграмма № 5. Соотношение действующих нормативных правовых актов субъектов
Российской Федерации к общему количеству актов, содержащихся в федеральном регистре

Соотношение действующих нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации к общему количеству актов, содержащихся в федеральном регистреСоотношение действующих нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации к общему количеству актов, содержащихся в федеральном регистре

Если к включенному в федеральный регистр правовому акту не имеется дополнительных сведений о его противоречии федеральному законодательству, в федеральный регистр включается запись, что данный правовой акт «соответствует федеральному законодательству».

Когда правовой акт вступившим в законную силу решением суда признан полностью или в части не соответствующим федеральному законодательству или не подлежащим применению, то в данной случае в федеральный регистр включается запись, что он «не соответствует федеральному законодательству». Если о наличии в правовом акте противоречий федеральному законодательству свидетельствуют иные дополнительные сведения (при отсутствии судебного решения), то в федеральный регистр включается запись «выявлено несоответствие федеральному законодательству».

Запись «не требует правовой экспертизы» вносится в федеральный регистр, если правовой акт вносит в правовой акт изменения ненормативного характера и не устанавливает новых норм права, а также, если правовой акт утратил силу до проведения правовой экспертизы или утратил нормативность после внесения в него изменений.

Запись «правовой акт на правовой экспертизе» вносится в случаях, если сведения о проведении правовой экспертизы отсутствуют, а также нет иных дополнительных сведений о противоречии правового акта федеральному законодательству.

В соответствии с приказом Минюста России от 17 ноября 2016 г. № 255 «О внесении изменений в Разъяснения по применению Положения о порядке ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, утвержденные приказом Минюста России от 20.08.2013 № 144» запись «самостоятельной правовой экспертизе не подлежит» в федеральный регистр не вносится. Однако территориальными органами Минюста России указанная запись продолжает вноситься в федеральный регистр.

Диаграмма № 6. Количество действующих нормативных правовых актов субъектов
Российской Федерации по статусу соответствия федеральному законодательству

Количество действующих нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации по статусу соответствия федеральному законодательству Количество действующих нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации по статусу соответствия федеральному законодательству

Предоставление сведений из федерального регистра

Сведения о правовых актах граждане вправе получить самостоятельно в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте www.zakon.scli.ru в соответствующем разделе.

Кроме того, сведения, содержащиеся в федеральном регистре, предоставляются соответствующим территориальным органом Минюста России или федеральным бюджетным учреждением «Научный центр правовой информации при Министерстве юстиции Российской Федерации» в документальном и электронном виде по письменному запросу заявителя (ул. Михалковская, д. 65, корп. 1, г. Москва, 125438, e-mail: info@scli.ru).

Дополнительные сведения федерального регистра в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на интернет-портале zakon.scli.ru предоставляются заявителям на основании письменного запроса о предоставлении дополнительных сведений, содержащихся в федеральном регистре.

В запросе на получение сведений, содержащихся в федеральном регистре, указываются:

  • для граждан: фамилия, имя, отчество (при наличии), номер телефона, факса и (или) почтовый адрес, адрес электронной почты для направления ответа или уточнения содержания запроса;
  • для организаций: наименование организации, от имени которой направлен запрос, ее почтовый адрес и (или) номер телефона, факса, адрес электронной почты для направления ответа или уточнения содержания запроса;
  • информация о запрашиваемых сведениях, необходимая и достаточная для их поиска (вид, наименование, номер, дата принятия акта, орган, принявший акт);
  • вид предоставления сведений (документальный или электронный).

Предоставление сведений, содержащихся в федеральном регистре, в электронном виде осуществляется посредством электронной почты.

В исключительных случаях осуществляется предоставление сведений лично заявителю на его электронных носителях при предъявлении документа, удостоверяющего личность, а также иных, подтверждающих полномочия документов (доверенность и т.д.).